Khutor Vedernikov is the birthplace of Russian winemaking

Thousand years ago

The famous history of viticulture and winemaking on the territory of modern Rostov region dates back to the times of ancient Greeks. Greek colonists produced, drank and sold wine more than two thousand years ago which is confirmed by archeological finds such as characteristic vessels and instruments of labour. The technology of growing and covering vineyards in Don region described by the ancient Greek historian and geographer Strabo resemble the modern techniques. During the subsequent centuries various tribes and peoples inhabited and roamed about the Don region, following each other, including Scythians, Sarmatians, and Khazars. The latter, being mostly judaists by faith, used wine for their religious ceremonies which contributed to the development of viticulture and winemaking.

Don cossacks

The invasion of Tatar-Mongols in the middle of the XIII century and the subsequent yoke drastically changed the course of history and brought centuries-long devastation to the Don land. Russian people are believed to begin populating the right bank of the river Don only by the middle of the XVI century thus initiating the Don cossack history in its commonly known sense. In 1570 a cossack town Cherkassk was founded, in 1571 the main town of Don cossacks Razdory was mentioned in historical documents for the first time. The first documentary evidence of khutor Vedernikov dates back to 1672, but in fact the future village was founded twenty- twenty-five years before.

In 1756 in the first Russian periodical which was published in the Imperial Academy of Science in St. Petersburg, "Monthly writings for the benefit and amusement of employees" there appeared an article "On the cultivation of grapes" where the author urged his fellow-citizens who were used mostly to foreign wines, to actively engage in viticulture in Russia, noting that a vine is quite capable of growing at the latitude between 46,5 and 50,5 degrees, that is from Astrakhan and farther to the north up to the present Rostov-on-Don. As an example, he described the Cossack settlements in the town of Cherkassk and the village of Vedernikovskaya where, inspite of severe climate, "substantial gardens" produced such an excellent harvest of grapes that the locals provided themselves and sold a lot on the side. Also the article said that the Cossacks achieved great success as the quality of wine was concerned and it was every bit as good as the quality of the wines from the Crimea, Moldavia and many European samples. Generally it may be stated that the author’s message to readers has not lost its relevance today. The information from this most curious article has never been a secret and and was known to many people interested in the history of viticulture and winemaking in Russia but it is unlikely that anyone happened to come across the original of this historical document. Thanks to the help of our friends Alexander Stavtsev and Alexander Sidorov we got an incredible opportunity to do it and to see with our own eyes what exactly was written by a learned scholar of the XVII century about the Russian viticulture and learn about the place of khutor Vedernikov in the history of Russian winemaking.

The Soviet period: sovkhoz winery "Vederniki"

Back in the late 1940s the USSR Government designated a task to change the structure of alcohol consumption by the population. The intention to reduce consumption of strong alcoholic drinks (vodka in the first place), and to replace them with beer and wine was considered reasonable. But to produce wine in quantities sufficient to satisfy the needs of a huge country, a large-scale campaign was launched thanks to which dozens of sovkhoz wineries were built in the regions suitable for growing grapes. Some of them, for example, those in Taman, were astonishing in size and were focused on mass production of wines mostly from international, well-established grape varieties. Others had their local specifics. On the whole, the program aimed at viticulture development was successful, and in the 70s / 80s of the 20th century, wine became a universally accessible and popular drink.      

It is well-known that Rostov region has been home for dozens of local grape varieties. Some of them were imported "foreigners", renamed by cossacks, but the majority of grape varieties were evidently genuinely autochthonous. In order to preserve and multiply unique autochthonous grape varieties of the Don region the sovkhoz winery with a production facility was founded in khutor Vedernikov. One can only imagine how laborious the work of specialists was, collecting planting material for small nurseries and private homesteads. One way or another this work was completed, and sovkhoz winery "Vederniki" started its work. Sometimes the total planting area of grapes was up to 800 ha, mostly being of laborious covered type. One could surely assume that the important task of preserving unique grape varieties was solved, and not to the detriment of performance figures, the main of which were yield and production volume, but not quality.  

At the turn of the century

On the territory of the former Soviet Union hard times started for viticulture and winemaking in the mid-80s of the 20th century. The dry law brought about devastation of vast areas of vineyards, and very many wine grower farmsteads never survived the subsequent breakup of the country which in the first place resulted in severance of economic ties. In the Don region areas of vineyards plantings had already been reduced almost by a third by 1992, and during the next decade were rapidly declining. By the beginning of the 21st century all capable enterprises of the region could be easily counted on the fingers of one hand. A phrase "Russian wine of premium class" caused everyone's laugh and bewilderment.

And exactly in these conditions the newest stage in the history of viticulture and winemaking in khutor Vedernikov started. In 2003 a new team of managers headed by Valery Troichuk came to the khutor. Since 1998 he had been successfully managing "Millerovsky Winery", having made an enterprise on the brink of bancruptcy one of the branch leaders. During those years Rostov citizens who at least occasionally bought wine, knew and appreciated the trademark "Vinniy Quartal". It was an inexpensive and high-quality wine produced from the wine materials from the farms of the Rostov Region, Krasnodar and Stavropol Territories. Luckily, Valery Troichuk did not become content with this local success, setting himself the task of producing a wine of completely different level. It became possible only after buying his own vineyards.

The farm business in khutor Vedernikov had long been in a deep stagnation by that time, but to the credit of its management was alive and relatively capable. Most importantly, in the plantings of the former sovkhoz the unique Don autochthonous grape varieties were preserved - Krasnostop Zolotovsky, Tsimlyansky Black and Sibirkovy. The wine production facility was in a deplorable state, equipment and wine tank park were obsolete and worn-out, and an approach to winemaking remained at the level of the late 70s. And yet it was a working base, on the basis of which it was possible to launch a new stage of development. In 2004 the former "Vederniki" sovkhoz winery and "Millerovsky Winery" organized a group of companies, thus having formed a full cycle from a grape berry to a bottle. It was the beginning of one of the most important projects in the newest history of Russian winemaking.
18+
Добро пожаловать на сайт «Винодельни Ведерниковъ». Для доступа необходимо подтвердить свое совершеннолетие.
На сайте содержится информация, не рекомендованная для лиц моложе 18 лет. Сведения, размещенные на сайте, носят исключительно информационный характер, не являются рекламой и предназначены только для личного использования.
Мне исполнилось 18 лет

Хутор Ведерников — колыбель русского виноделия

Тысячи лет назад

Известная история виноградарства и виноделия на территории современной Ростовской области берёт своё начало от древних греков. Греки-колонисты производили, пили и продавали вино больше двух тысяч лет назад, что подтверждают археологические находки в виде характерных сосудов и орудий труда. Описанные древнегреческим историком и географом Страбоном технологии выращивания и укрытия виноградников на Дону напоминают современные техники. В последующие эпохи на донской земле, сменяя друг друга, жили и кочевали различные племена и народы, в том числе скифы, сарматы, хазары. Последние, будучи в основной массе иудеями по вероисповеданию, употребляли вино в своих религиозных обрядах, что способствовало развитию виноградарства и виноделия.

Донское казачество

Нашествие татаро-монголов в середине XIII века и последующее иго круто изменило ход истории и принесло на донскую землю многовековое опустошение. Считается, что лишь к середине XVI века правый берег Дона начали заселять русские люди, положив начало Донскому казачеству в его общеизвестном виде. В 1570 году был основан казачий городок Черкасск, в 1571 году в исторических документах впервые упоминается главный городок донских казаков Раздоры. Первое документальное свидетельство о Ведерникове относится к 1672 году, однако фактически будущая станица была основана на двадцать-двадцать пять лет до этого.

История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Николаевича Толстого – «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». Первые шаги в создании русского виноградарства и виноделия также принадлежат донцам. Будучи энергичным и деятельным народом, не чуждым веселью, казаки со временем осознали перспективность этого ремесла. Первое документальное упоминание о виноградарстве и виноделии в станице Ведерниковской относится к 1756 году, и этот великолепный исторический документ заслуживает отдельного рассмотрения.

В 1756 году в первом периодическом издании России, выпускавшемся при Императорской Академии Наук в Санкт-Петербурге, «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих» вышла статья «О разведении винограда», где автор убеждал привыкших к иноземным винам сограждан активно заниматься виноградарством в России, отмечая, что лоза вполне способна расти на широте между 46,5 и 50,5 градуса, то есть, от Астрахани и дальше к северу вплоть до нынешнего Ростова-на-Дону. В качестве примера он рассказал о казацких поселениях в городе Черкасске и станице Ведерниковской, где, несмотря на суровый климат, «изрядные сады» давали настолько отличный урожай винограда, что местные жители и себя обеспечивали, и на сторону продавали немало. Также в статье говорится о том, что казаки добились значительных успехов и с точки зрения качества вина, так что оно не уступает крымским, молдавским и многим европейским образцам. В целом, можно констатировать, что послание автора читателям не потеряло своей актуальности и сегодня. Информация из этой любопытнейшей статьи не являлась секретом и была известны многим интересующимся историей виноградарства и виноделия в России, но вряд ли кому-либо доводилось встретить оригинал этого исторического документа. Благодаря помощи наших друзей Александра Ставцева и Александра Сидорова мы получили невероятную возможность сделать это и своими глазами увидеть, что именно написал ученый муж XVII столетия о русском виноградарстве и каково место хутора Ведерников в истории русского виноделия.

Советский период: винсовхоз «Ведерники»

Еще в конце 40-х годов Правительством СССР была обозначена задача изменить структуру потребления алкоголя населением. Разумным было признано стремление сократить потребление крепкого алкоголя (в первую очередь, водки), заместив его на потребление пива и вина. Для того, чтобы производить вино в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей огромной страны, была реализована масштабная программа, благодаря которой были созданы десятки винсовхозов в регионах, пригодных для выращивания винограда. Некоторые из них, например, заложенные на Тамани, поражали своими размерами и были ориентированы на массовое производство вин преимущественно из международных, хорошо зарекомендовавших себя сортов винограда. Другие отличались местной спецификой. В целом, программа по развитию виноделия достигла своей цели, и в 70-е/80-е годы XX века вино стало повсеместно доступным и популярным напитком.

Как известно, Ростовская область являлась домом для десятков местных сортов винограда. Некоторые из них были завезёнными "иностранцами", переименованными казаками, но большая часть, очевидно, относилась к истинным автохтонам. С целью сохранить и размножить уникальные автохтонные сорта донского края, был заложен винсовхоз и построен винцех в хуторе Ведерников. Можно только представить, какой трудоёмкой была работа специалистов, собиравших посадочный материал по небольшим питомникам и частным подворьям. Так или иначе, работа эта завершилась успехом, и винсовхоз "Ведерники" начал свою работу. В отдельные времена общая площадь посадок виноград доходила до 800 гектар, при этом большая часть относилась к трудоёмкому укрывному типу. Можно было с уверенностью считать, что важная задача сохранения уникальных сортов была решена, причём не в ущерб производственным показателям, главными из которых были урожайность и объём производства, а отнюдь не качество.

На рубеже веков

На пространстве, которое занимал Советский Союз, для виноградарства и виноделия тяжелые времена начались в середине 80-х годов XX века. Сухой закон привёл к уничтожению огромных площадей виноградников, а последующий распад страны, в первую очередь повлекший разрыв экономических связей, не пережили очень многие хозяйства. На Дону посадки виноградников уже к 1992 году сократились почти на треть, и в последующие десятилетие стремительно уменьшались. К началу XXI века дееспособные предприятия в области можно было пересчитать по пальцам одной руки. Словосочетание "русское премиальное вино" вызывало у всех лишь смех и недоумение.

Именно в таких условиях начался новейший этап истории виноградарства и виноделия в хуторе Ведерников. В 2003 году в хутор пришла новая команда управленцев, во главе которой стоял Валерий Тройчук. С 1998 он успешно руководил "Миллеровским винзаводом", выведя стоявшее на грани банкротства предприятие в лидеры отрасли. В те годы все ростовчане, хотя бы изредка покупавшие вино, знали и ценили торговую марку "Винный Квартал". Это было недорогое и качественное вино, производившееся из виноматериалов хозяйств Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. К счастью, Валерий Тройчук не стал довольствоваться этим локальным успехом, поставив себе задачу производить вино принципиально другого уровня. Это стало возможным только после приобретение собственных виноградников.

Хозяйство в хуторе Ведерников к тому времени уже давно находилось в глубокой стагнации, но, нужно отдать должное его руководителям, было живо и относительно дееспособно. Самое главное, что в посадках бывшего совхоза были сохранены уникальные донские автохтонные сорта - Красностоп золотовский, Цимлянский черный и Сибирьковый. Винцех находился в плачевном состоянии, оборудование и ёмкостной парк были морально и физически устаревшими, подход к виноделию оставался на уровне конца 70-х годов. И всё-таки это была рабочая база, на основе которой можно было запускать новый этап развития. В 2004 году бывший винсовхоз "Ведерники" и "Миллеровский винзавод" объединились в холдинг, сформировав полный цикл от ягоды до бутылки. Было положено начало одному из важнейших проектов в новейшей истории российского виноделия.
18+
Добро пожаловать на сайт «Винодельни Ведерниковъ». Для доступа необходимо подтвердить свое совершеннолетие.
На сайте содержится информация, не рекомендованная для лиц моложе 18 лет. Сведения, размещенные на сайте, носят исключительно информационный характер, не являются рекламой и предназначены только для личного использования.
Мне исполнилось 18 лет